Preview

Вестник Сургутского государственного педагогического университета

Расширенный поиск

Содержание и этапы взаимодействия семьи, церкви и школы в российском образовании X веке — первой четверти ХХ века в современных исследованиях

https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.3.84.009

Аннотация

В статье, на основе анализа современных исследований, проводится ретроспективный анализ участия разных социальных институтов в образовании. Выделены три этапа, в рамках которых обозначенные институты занимали лидирующие позиции в организации  воспитания  и обучения:  семейный,  церковный,  государственный.  На основе  анализа  содержания  деятельности  этих  институтов  делается  вывод,  что  только в XIX веке  начинается  нормативное  закрепление  статуса  и функций  каждого  из институтов в образовании. Выявлены средства и отдельные практики, используемые данными институциями для воспитания и обучения на каждом этапе.

Об авторе

Н. И. Чуркина
Омский государственный педагогический университет
Россия

Чуркина Наталья Ивановна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики



Список литературы

1. Безрогов В. Г. Становление образовательных традиций христианской школы в I–V веках: автореф… докт. пед. наук. Москва. 2004. 40с.

2. Белозеров Д. В. Предпосылки и динамика становления светского образования в России XVIII века: автореф… канд. пед. наук. Москва, 2004. 25с.

3. Бочарова И. М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: автореф… дисс. канд. филос. наук. Воронеж. 1998. 28с.

4. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1887 год. СПб.: Синодальная типография, 1889. 434с.

5. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1896 и 1897 годы. СПб.: Синодальная типография, 1899. 446 с.

6. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф… докт. пед. наук, Москва. 2011. 39с.

7. Желнина З. Ю. Некоторые проблемы философии образования в наследии И. В. Киреевского // Вестник МГТУ. 2002. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-filosofii-obrazovaniya-v-nasledii-i-v-kireevskogo (дата обращения: 07.02.2022)

8. Житенев Т. Е. Деятельность Русской православной церкви в сфере народного образования в конце XIX начале ХХ века //Via in tempore. История. Политология. 2012. № 19 (138). [Электронный ресурс]. Режим доступа. https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-russkoypravoslavnoy-tserkvi-v-sfere-narodnogo-obrazovaniya-v-kontse-xix-nachale-hh-veka (дата обращения: 25.11.2021).

9. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. Гуманитарных фак. высш. учеб. заведений. /Сост. С.Ф. Егоров. 2-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400с.

10. Каптерев П. Ф. История русской педагогии /Предисл. Н. В. Бордовской; Послелслов. В. П. Борисенкова. СПб.: Алетейя. 2004. 560 с.

11. Конституция РФ URL: http://www.constitution.ru/index.htm (дата обращения: 26.11.2021).

12. Кузнецов В. Д. Духовно-религиозная политика Русской Православной Церкви по отношению к учащейся молодежи России: 1881–1917 гг.: автореф… докт. ист. наук. СПб, 2006. 47с.

13. Маржерет Жак. Россия начала XVII в. Записки капитана Маржерета / Сост. д. и.н. Ю.А. Лимонов. Отв. ред. д. и.н. В. И. Буганов. Перевод Т. И. Шаскольская, Н. В. Ревуненков. М.: Институт истории РАН, 1982. 254 с.

14. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Прогресс, 1994. Т. II. Ч. 2. 272 с.

15. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: автореф. канд. пед. наук. Москва, 2009. 26с.

16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. /Э. Д. Днепров, О. Е. Кошелева, Г. Б. Корнетов и др.; Отв. ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989. 479с. URL: https://www.booksite.ru/ancient/reader/spirit_2_05.htm (дата обращения: 07.02.2022)

17. Полякова Е.А, Церковные педагогические музеи как образовательная форма культуры конца XIX начала ХХ вв. //Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34). С. 14–17

18. Прокопенко А. В. Опыт взаимодействия гражданского общества и православной церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения молодежи в Центральном федеральном округе РФ: 1991–2010 гг. автореф… канд. ист. наук. Белгород, 2010. 28 с.

19. Сайт «Национальные проекты России». URL: https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn—p1ai/opportunities/poluchit-pomoshch-v-vospitanii-detey (дата обращения: 07.02.2022).

20. Стародубцева М. С. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.: автореф… канд. пед. наук. Курск, 2001. 23с.

21. Трофимов С. В. Эмиль Дюркгейм о роли религии в общественной жизни. Обоснование выбора элементарной религии// Вестник МГУ. Социология политология. 2019. Т. 25. № 3. С. 173–196.

22. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов С.- Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. 1828 г. URL: http://xn—e1aaejmenocxq.xn—p1ai/node/13657 (дата обращения: 25.11.2021).

23. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании. / Полное собрание сочинений. М. Издво Академии пед. наук. Т. 2. 1948. С. 425–489.

24. Финько М. В. Проблема образования в русской религиозной философии //ОНВ. 2007. № 4 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-obrazovaniya-v-russkoy-religioznoy-filosofii (дата обращения: 24.11.2021)].

25. Харисова Л. А. Религиозная культура в содержании общего образования: автореф… докт. пед. наук, Казань, 2002. 40с.

26. Чимаров С. Ю. Русская православная церковь и религиозно-нравственное воспитание личного состава армии и флота, 1800–1917 гг.: автореф… докт. ист. наук. СПБ, 1999.46 с.

27. Чуркина Н. И. Деятельность родительских комитетов учебных заведений по защите прав детей: историко-педагогический анализ проблемы // Воспитание в изменяющемся мире: материалы первой международной научно–практической конференции (Омск, 30 января 2015 года)// Сост. С.Г. Чухин. Омск: Изд–во ОмГПУ, 2015. С. 311–320.

28. Шевчук С. В. Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского: автореф… канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 24с.

29. Шуклина Л. А. Культурно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в конце XIX — начале XX вв.: По материалам Курской губернии: автореф… канд. ист. наук. Курск, 2005. 30с.

30. Яковлев А. А. Государственная политика современной России в отношении Русской Православной Церкви: Социологический анализ: автореф… канд. соц. наук. Саратов. 2005. 25с.

31. Ященко Р. В. Развитие церковно-приходских школ России: Вторая половина XIX — начало XX века: автореф… канд. пед. наук, Москва, 2005. 24с.


Рецензия

Для цитирования:


Чуркина Н.И. Содержание и этапы взаимодействия семьи, церкви и школы в российском образовании X веке — первой четверти ХХ века в современных исследованиях. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023;(3 (84)):9-19. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.3.84.009

For citation:


Churkina N.I. Content and Stages of Interaction of the Family, the Church and Schools in Russian Education of the Xth Century — the First Quarter of the XXth Century in Modern Research. Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2023;(3 (84)):9-19. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.3.84.009

Просмотров: 162


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-7626 (Print)